ЗАГРУЗКА В НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, ВЛИВАЙТЕСЬ! ВХОД В БИБЛИОРЕАЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТНО РЕАЛЕН! :)

среда, 18 сентября 2013 г.

О ЛЮДЯХ

БЕССМЕРТНЫЙ  МОЛЬЕР

 

"Да, действительно,  человек, который живет уже четвертое столетие, несомненно, бессмертен. Пьесы моего героя играли в  течение  трех столетий на всех сценах мира, и неизвестно, когда перестанут играть", - писал о Жане Батисте Поклене (театральный псевдоним Мольер) Михаил Афанасьевич Булгаков в своем произведении "Жизнь господина де Мольера".

Мольер  - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера. "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Плутни Скалена", "Мнимый больной" и другие его пьесы известны во всем мире, и их остроумие и блеск не тускнеют от времени.  При всей живости, эмоциональности творчества Мольера важнейшей чертой его гения была интеллектуальность.
Мольер был гениальным актером. "Он был актером с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час", - писал о нем один из современников.
Великие актеры умирают на сцене.  Наш герой не избежал данной участи. 17 февраля 1673 года Мольер, игравший роль Аргана в комедии «Мнимый больной», почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.


Мольер оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами. В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII века, когда царевна София, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря поневоле». В школе Мольера воспитывались наиболее «самобытные» русские комедиографы классического стиля - Фонвизин, В. В. Капнист и И. А. Крылов. Но самым блестящим последователем Мольера в России был Грибоедов, давший в образе Чацкого конгениальный Мольеру вариант его «Мизантропа» - правда, вариант вполне оригинальный, выросший в специфической обстановке аракчеевски-бюрократической России 20-х гг. XIX века. Вслед за Грибоедовым и Гоголь отдал дань Мольеру, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (Островский) тоже не избежала влияния Мольера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий