«Талант есть способность обрести собственную судьбу»
#Манн140 #ГодЛитературы
140 лет назад родился Томас Манн – немецкий писатель, один из крупнейших
мастеров критического реализма XX века, эссеист, мастер эпического
романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), самый знаменитый
представитель своего семейства, богатого известными писателями.
Манн – мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он
называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный,
детализованный, неспешный стиль письма писатель, действительно, унаследовал от
литературы XIX века. Однако темы его романов, несомненно, привязаны к веку XX.
Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно
экспрессионистически накалены.
В 1901 году в издательстве С.Фишер вышел его роман «Будденброки», то
самое «эпическое произведение»,
принесшее ему не
только всемирную славу
и Нобелевскую премию
(1929), но и любовь, и признательность
миллионов людей. В
этом романе, первом
в серии социальных
романов, Томас Манн
затронул те проблемы,
которые волновали его
на протяжении всей
жизни и которые продолжают волновать человечество:
жизнь в своей материальности и духовная,
интеллектуальная ее сторона,
место художника в
жизни, его обреченность
и одиночество, ответственность
таланта, процессы распада
и перерождения буржуазного
общества.
В русском переводе
роман носит подзаголовок
«История гибели одного
семейства». Точнее было
бы «История распада
(или разложения) династии».
Взяв за основу историю собственной семьи
и фирмы, основанной
в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель
создал эпическую хронику,
показав типические черты
развития бюргерства в
19-ом веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем
современной жизни, чему
он, собственно говоря,
посвятил все свои
последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал
широкое полотно, художественную
и человеческую основу,
на которую можно
опираться при создании
новой продукции».
Ведущими проблемами других романов Томаса Манна являются
ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман
«Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы
«Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка,
краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в
чертах главных героев прослеживается лёгкий гомоэротизм.
В своем творчестве Манн затрагивал социальные и политические
проблемы, говорил о судьбе немецкого народа, исторической ответственности
интеллигенции, роли и значении искусства. В книгах и статьях, написанных в
изгнании, в публичных выступлениях писатель гневно осуждал фашизм. Известен как
теоретик литературы и искусства, ему принадлежит ряд критических статей,
анализирующих творчество немецких и зарубежных писателей и музыкантов.
Интересна статья «Неизвестный Томас Манн» Евгения Берковича
на http://madan.org.il/node/257.
Приглашаем познакомиться с произведениями Томаса Манна на
абонементе художественной литературы (ауд. 1107)!
Комментариев нет:
Отправить комментарий